Рост детей и профилактика зубочелюстных аномалий
Детская ортодонтия. Бытует множество разных мифов и заблуждений, связанных с этим понятием. И первое, что существуют какие-то уникальные, отдельные врачи, специализирующиеся на лечении только детей. Это заблуждение связано ещё с особенностями системы здравоохранения, где есть бесплатная ортодонтическая помощь, которая оказывается в детских поликлиниках. В стоматологических же поликлиниках чаще всего ведётся приём уже взрослых пациентов, и стоматологи-ортодонты работают там на платной основе. Отсюда всё началось, и это разделение плотно укоренилось в головах. На деле нет никакого разделения ортодонтов на взрослых и детских. Каждый ортодонт может лечить, как выросших (взрослых) пациентов, так и растущих. Просто есть свои особенности. И главная из них – рост организма в целом и черепно-лицевого комплекса в частности. И здесь следует задержаться, ибо тут появляется второе главное заблуждение и звучит оно следующим образом: «Ребёнок ещё растёт, а значит, можно вырастить челюсти до идеального размера, исправить любую патологию, главное вовремя начать и тогда можно обойтись и без брекетов». К сожалению, это не совсем верное утверждение. У краниофациального роста есть свои особенности, на которые нельзя закрывать глаза.
Каковы же эти особенности? Рост, его направление и объём определены генетически. То есть вырастить челюсти больше заданных размеров невозможно. Направление роста челюстей может быть более или менее благоприятным для нашего лица, так называемый горизонтальный, вертикальный и нейтральный типы лица. Разные части нашего черепно-челюстного комплекса растут в разное время. Первым, примерно в 11 лет, заканчивает расти переднее основание черепа. Оно напрямую коррелирует с положением верхней челюсти и её размерами. Следующим прекращает рост тело нижней челюсти (та часть, где зубы), это происходит с прорезыванием последнего седьмого зуба, то есть примерно в 13 лет. Затем оканчивает рост заднее основание черепа, примерно в 15 лет. И остаётся только ветвь нижней челюсти и подбородок. Всё это касалось вида сбоку на человека. Если же смотреть спереди и говорить о ширине, то основной рост в переднем, межклыковом пространстве происходит к 8 годам. Таким образом, основные параметры роста челюстей, их направление, размеры на момент исследования, возможно просчитать, спрогнозировать и сравнить с существующими возрастными нормами, за исключением объёма роста.
Что же не так с объёмом роста? Больше, чем возможно человек не вырастет, значит всё уже понятно? К сожалению, ещё нет. Во-первых, полноценные рентгенологические исследования будут проводиться не раньше 6 лет, а именно в этом возрасте начинается активный рост челюстей в связи со сменой зубов, и значит, все факторы, которые влияют на него, уже сработали. Есть обстоятельства, которые могут сказаться негативно. Из основных – это воспаления аденоидов и других миндалин, аллергические риниты, плохая осанка, множественный ранний детский кариес, вредные привычки. Нормальный рост челюстно-лицевого комплекса невозможен без правильных функций.
И одна из самых главных – это дыхание. Для человека нормальным является носовое дыхание. Ребёнок – это тоже человек. При вдохе через нос воздух согревается, увлажняется; часть инородных агентов задерживается очистительно-охранной системой; также образуется оксид азота – один из важных медиаторов в организме, без которого будет субклиническая гипоксия (те самые синие круги под глазами, вялость, трудности в учёбе). Аденоиды и другие миндалины – не бесполезный орган. Лимфоэпителиальное глоточное кольцо – это первый иммунный барьер, который реагирует своим увеличением и воспалением на все инфекционные агенты, которые человек вдыхает и те, что находятся во рту. (микробиом полости рта). Увеличение любой из миндалин уменьшает объём дыхательных путей и способствует сужению челюстей. Поэтому следует своевременно обращаться к оториноларингологу и лечить воспаление миндалин, контролировать их размеры. Это не означает, что обязательно нужно делать операцию (лучшая операция – та, которой не было), но проходить медикаментозную терапию, вполне возможно и долгосрочную, тоже понадобится. А далее необходимо будет учиться дышать носом, ибо если всю свою сознательную жизнь (да, все 6 лет) ребёнок дышал ртом, то для него будет неочевидно, что рот должен быть закрыт.
В контексте разговора о росте, нельзя забывать об осанке. Уже понятно, что челюсти растут вместе с черепом, но также следует помнить, что череп растёт вместе со всем скелетом. И невозможно растить какую-то одну кость в отрыве от остального организма. У детей и подростков физическая активность улучшает состояние костной системы, способствует здоровому росту и развитию мышц, а также стимулирует моторное и когнитивное развитие. По данным ВОЗ тем временем, недостаток физической активности наблюдается у 81% подростков (в возрасте 11–17 лет). В связи с этим, для улучшения здоровья, рекомендуется детям и подросткам (от 5 до 17 лет) посвящать не менее 60 минут в день занятиям физической нагрузкой средней или высокой интенсивности, а занятиям физической активностью высокой интенсивности с аэробной нагрузкой не реже 3 раз в неделю не менее 45 минут за занятие. Также следует сократить продолжительность малоподвижных периодов, особенного у любого из видов синего экрана.
Возвращаясь к функциям, стоит указать ещё одну важную функцию нашей челюстно-лицевой области – жевание. Многие слышали фразу: «Чтобы росли ровные зубы, нужно грызть морковку». И спохватываясь с началом смены зубов, стараются изменить привычные паттерны пищевого поведения. Это тоже одно из заблуждений. Жевание несомненно важно в формировании челюстно-лицевой области. Вот только начинать нужно намного раньше, как раз с началом введения прикорма. Не зря же есть совпадение начала введения прикорма с прорезыванием первого зуба. Не стоит всю пищу для малыша измельчать в блендере и кормить только пюре. Как раз отличный период для того, чтобы вводить новые продукты в виде небольших кусочков. И дальше поощрять пищевое поведение с жеванием твёрдых продуктов. С жеванием же тесно связана тема здоровья временных зубов. Во-первых, временные зубы хранят место для постоянных и задают траекторию прорезывания. Во-вторых, при наличии проблемных зубов ребёнок может отказываться от еды и полноценного жевания, изменяя равномерную нагрузку. В-третьих, наличие кариеса и его осложнений в полости рта изменяет её микробиом (совокупность микрофлоры), что повышает нагрузку на миндалины. В-четвёртых, появление межзубного кариеса способствует укорочению зубной дуги и уменьшению пространства для постоянных зубов. Ну и напоследок, вынужденная ранняя потеря зубов тоже мешает эффективному жеванию, полноценному развитию челюстей и адаптации маленького человека в социуме, в случае потери передних зубов.
Детям важно расти и развиваться равномерно. Без отклонений в разные стороны. Для этого существенным является отсутствие вредных привычек, таких как сосание пальца и языка; грызение ногтей, ручек, карандаша; подкладывание рук или кулачков под голову во сне, при рисовании, написании домашних уроков. Даже когда это выглядит очень мило, впоследствии может привести к развитию асимметрии на скелетном уровне. К сожалению, бороться с такими привычками непросто, и ортодонт здесь помощь не окажет. Просто лучше не забывать, что дети – это тоже люди, а, значит, порой таким привычным паттерном движений они проявляют какой-то накопленный стресс. И поможет тут работа с психологом и обучение новому экологичному выплеску скопившегося напряжения. Ещё помогает работа с логопедами, как обычными с занятиями артикуляционной гимнастикой, так и миофункциональными с обучением правильной работе мышц челюстно-лицевой области. Такой ежедневный комплекс упражнений может стать отличным подспорьем в борьбе с вредными привычками и неправильными мышечными паттернами.
Каковы же особенности ортодонтического лечения растущих пациентов?
Самое главное – ровные зубы не являются целью лечения у детей. В конце концов в ортодонтической литературе описывается стадия «гадкого утёнка». Не существует единых рецептов для всех. Отсутствуют волшебные аппараты. Съёмные пластинки, за редким исключением, работают некорректно. Аппарат для раскрытия срединного нёбного шва показан не каждому ребёнку. Трейнеры и другие передне-позиционирующие аппараты вносят дезорганизацию в костно-хрящевые структуры височно-нижнечелюстных суставов, приводят к растяжению связок, разъединению структур и нарушают нормальный кондиллярный рост. Следующей особенностью является стадийность лечения. Есть три основные стадии. На первой стадии производится работа с верхней челюстью: её расширение и тракция (вытяжение вперёд). Это период 6–8 лет. На второй стадии проводится работа с модификацией роста челюстей: очень часто это удаление зачатков постоянных зубов. Возрастные рамки 10–11 лет. И наконец третья стадия: это полноценное лечение с несъёмной аппаратурой – да, те самые брекеты и иногда в сочетании с хирургической коррекцией прикуса. Самые широкие возрастные границы. Стоит помнить, что каждая из стадий проводится по показаниям. И главной задачей лечения в детстве не является «избежать брекетов и выровнять зубы». Главной целью является уменьшение патологии на скелетном уровне и упрощение финишной стадии.